Существует авторитетное мнение, что исторические эпохи, когда сексуальная свобода считалась нормой, всегда сменяются периодами сурового пуританства. Более того, историки и социологи объясняют это тем, что человечество само выбирает подобную тактику поведения, руководствуясь... идеей выживания.
Мол, в обществе, где царит разврат, прогресс попросту невозможен, и такая цивилизация постепенно или «благодаря» воздействию извне погибает. Но потом, устав от собственной праведности, человечество снова принимается тянуться к запретно-сладкой «клубничке».
Примеры приводятся обычно такие - на смену «разнузданным» цивилизациям древности пришло духовно-возвышенное Средневековье, сменившееся, в свою очередь распутным Ренессансом и не менее весёлым Галантным Веком, etc...
Однако же не всё так просто, ибо свободная любовь, если она и царила в обществе, как правило, практически никогда не бывала абсолютной. Например, в Древней Греции мужчина мог спокойно предаваться любви с продажными красавицами - с дорогостоящими умницами-гетерами или же с дамами попроще - с акробатками или танцовщицами. Тем не менее, он не смел даже посмотреть в сторону чужой жены.
Более того, замужние гречанки (особенно богатые и знатные) вообще редко покидали пространство гинекея - женской территории в древнегреческом доме. Нравственность жён и дочерей была под неусыпным контролем, а вот прекрасных мраморных богинь, на которых и мы теперь любуемся в музеях, скульпторы Эллады ваяли, глядя на гетер. Вместе с тем, в греческом пантеоне есть даже две богини-девственницы - Афина и Артемида.
В Древнем Риме тоже не всё так однозначно, как изображено в фильме Тинто Брасса «Калигула». Республиканский Рим славился своими строгими нравами и крепкими многодетными семьями. Моральное разложение наступило уже в имперскую эпоху, когда пресыщенным хозяевам Европы уже стало попросту нечего делать, вернее - нечего больше хотеть. Жёны изменяли мужьям с такой же открытостью, с какой мужья изменяли жёнам, а оргии, бывало, длились неделями.
Угрюмое (по мнению многих) Средневековье при ближайшем рассмотрении оказывается вовсе не таким уж и угрюмым. Разумеется, с церковных кафедр проповедовалось воздержание, смирение и целомудрие, а народ создавал грубоватые, зачастую неприличные «фаблио», в которых нередко прославлялась хитрая жена, ловко изменяющая мужу - простофиле. Да и борьба с проституцией не давала желаемых результатов. Часто продажные женщины бывали «приписаны» к общественным баням и значились (на всякий случай) скромными банщицами.
Кстати, дамская мода позднего Средневековья была весьма провокационной - глубокие декольте, стягивающие корсажи платьев, тугая шнуровка...
Эпоха Ренессанса в сознании большинства людей связана с неким освобождением от гнёта средневековых догм, в том числе, и в области секса. В качестве примера приводится «Декамерон» Боккаччо - сборник нескромных историй, якобы рассказанных молодыми флорентинцами. Имя Аретино гораздо менее известно, хотя в своё время он славился своими непристойными стихами и сборником любовных поз, этой европейской Кама - Сутры.
Кто не знает об оргиях клана Борджиа или о галантном короле Франциске I? Однако в это самое время в княжествах Германии царила невероятная строгость нравов, а женщины очень редко сидели за одним столом с мужчинами.
Авторы - обличители (или бытописатели) распутных нравов прошлого часто забывают о следующем немаловажном факте - разврат, царивший при дворе, далеко не всегда служил примером для подражания в остальном обществе. Так, в эпоху Людовика XIV, когда версальские вельможи меняли женщин чаще, чем нижнее бельё, в среде провинциального дворянства измена считалась такой же мерзостью, как и 500 лет назад. Впрочем, и при дворе изменяли не в открытую - сам Людовик тайком пробирался к своим фавориткам, неизменно возвращаясь под утро к королеве.
Правда, кузен французского короля - Карл II, король Англии, был гораздо менее щепетилен в вопросах этикета - он открыто сожительствовал сразу с целым «гаремом» - в нём каким-то образом уживались не только герцогини, но и актрисочки, типа Нелли Гуин или Молл Дэвис. Как-то раз Карл II решил потешить русских бояр из посольства. Для этого он повелел своей любовнице Франческе Стюарт освободиться от нижней части своего наряда. Надо думать, что бояре потом долго умилялись находчивости британского монарха.
Вместе с тем, в буржуазных Нидерландах и в инквизиторской Испании нравы были одинаково строгими: и там, и там женщины ходили в чёрном, а на завлекающих кавалеров старались не смотреть вообще.
Когда XVIII столетие называют «веком утончённого разврата», то в качестве примера приводится двор Людовика XV и его подруги - мадам де Помпадур. Именно она оформила для короля знаменитый Parc aux cerfs. Это был неприметный особнячок в окрестностях Версаля, предназначавшийся для встреч короля Франции с многочисленными и часто меняющимися фаворитками. В общем, пока Людовик развлекался с девицами, Помпадур могла спокойно править Францией.
В Галантном Веке при королевских дворах действительно царило безудержное веселье, а добропорядочные маменьки, ничуть не стыдясь, торговали девственностью своих пухлощёких дочек. Фаворитки вершили судьбы наций и, по существу, единственным королём, который избежал альковных приключений, был «король-викинг» Карл XII. Даже Фридрих Великий (уж, на что был человек строгих правил) и тот некоторое время делил ложе с итальянской танцовщицей Кампанини.
XIX век часто называют «викторианским», а викторианская мораль, как известно, была суровой и непреклонной. Женщине отводилась пассивная роль наблюдательницы, а главной добродетелью была признана скромность. Считалось, что истинная леди не должна показывать, что ей хорошо в постели. Переносить совокупление нужно было смиренно, а лучше - с гримасой отчаяния. Поэтому лорды, устав от своих постных жёнушек, бежали в бордели. Неудивительно, что именно в самый расцвет викторианской эпохи возник гривуазный канкан. Увы, пресловутая викторианская мораль диктовала соблюдение внешних приличий - делай, что хочешь, но всё должно быть шито-крыто.
Конец XIX - начало XX века именуется в литературе Прекрасной Эпохой. Женщины, заявившие о своих правах, начали обсуждать волнующий их «половой вопрос». Консервативные газеты запестрели осуждающими статьями, благо поводов для беспокойств было много - юные девы знакомятся первыми, сами выбирают себе спутников жизни и (о, ужас!) - катаются в коротких шароварах на велосипеде! В лексиконе появилось обыденное «сошлась с...» Моду на корсеты, шляпки и бантики диктуют великие куртизанки - Отеро и Кавальери.
В 1893 году, на сцене Moulin Rouge некая Мона самовольно устроила настоящий, по существу, первый в истории, стриптиз, за что была оштрафована на 100 франков. По другим данным первый стриптиз станцевали две натурщицы на балу корпорации художников - это произошло тоже в 1893 году и тоже в Париже.
«Золотые двадцатые» - падение нравов; мир катится в пропасть под звуки шимми и чарльстона. Коротко стриженые, голоногие девушки садятся в машины к незнакомым мужчинам и бестрепетно едут с ними на Ривьеру. Темнокожая танцовщица Жозефина Бейкер танцует в одной набедренной повязке из розовых перьев. В Голливуде возникает понятие ‘sex appeal', а в советской России совершенно серьёзно обсуждается вопрос об отмирании института семьи при коммунизме. Регистрация брака и развод - вопрос пяти минут.
В 1930-е - 1940-е гг. нравы ужесточились, особенно в странах, названных впоследствии «тоталитарными». Послевоенный мир, уставший от тягот, однако, не спешил предаваться плотским наслаждениям. Напротив, культивировались семейные ценности, а в американском пособии для «правильных» жён можно было прочесть: «Женщина - это синоним скромности». Вместе с тем, процветает стиль pin-up - изображения игривых девчушек, как бы невзначай демонстрирующих свои прелести. Зато следующее десятилетие навсегда вошло в историю, как эра «сексуальной революции». Этот термин ввёл в употребление австрийский психолог еврейского происхождения - Вильгельм Райх ещё в 1930-е гг. Через 30 лет идеи Райха (контроль над рождаемостью, насаждение сексуального «ликбеза», разрешение абортов и облегчение процедуры развода), сделались актуальными.
Последователь Зигмунда Фрейда, Райх считал, что только полное сексуальное раскрепощение, снятие табу с темы половых отношений может помочь людям избавиться от стрессов и прочих несчастий. Впрочем, тут он оказался в корне не прав, ибо от стрессов «раскрепощённое» человечество всё равно не избавилось, а, напротив, приобрело массу новых поводов для беспокойств и депрессий.
Последствия «сексуальной революции» мы переживаем до сих пор - физическая любовь утратила очарование «запретного плода», людям же свойственно тянуться ко всему манящему, но, вместе с тем, недоступному. Социологи уже говорят о наступлении новой «эры пуританства». Кто знает?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Вы читали: Распутство и пуританство в зеркале времени
Предлагаем также Другие новости по теме:
Короля Швеции уличили в сексуальных оргиях
Король Швеции Карл Густав XVI вовсе не такой уж примерный семьянин, каким его представляют подданные. Он любит сексуальные оргии, якшается с бандитами и на протяжении многих лет имел любовницу.
Секреты обольщения великих любовниц
Женская эмансипация - явление довольно новое. Женское избирательно право, к примеру, начало вводиться в европейских государствах всего лишь около ста лет назад. В целом же на протяжении многих веков в ...
Зря! Ох, зря пеняют феминистки на профессионально гендерное неравенство. Кто это и когда запрещал у нас женщине шпалы укладывать или вагоны разгружать? Хоть на сносях знай себе разгружай да укладывай - никто слова не скажет.
Если у пары возникли разногласия по поводу секса, то чем дольше молчать об этом, тем они будут становиться глубже. Однако заговорить о них не так-то просто, и если вы пробовали и в лучшем случае это закончилось неловкостью, то начинать второй раз уже не хочется.
Со всех сторон поучают: то «Камасутру» изучайте - и будет вам счастье семейное, то берите пример со шведов - вон как душевно на троих соображают! Неужели на Руси действительно секса не было, и пример нам брать не с кого?