Принято называть европейское средневековье "мрачным". Голод, болезни, публичные казни, антисанитария - пожалуй, так всё это было...
Но разве не тогда месяцами, при свече, монахи терпеливо переписывали и украшали книги со сказаниями о любви Тристана и Изольды, Элоизы и Абеляра, любви Джауфре Рюделя к графине Триполи...
Разве не тогда потянулись к небу кружевные башни и шпили готических соборов и засияли сказочным светом цветные витражи?
И если даже всё, что ставят в упрёк средневековью - правда, то подумаем, что вызывало антисанитарную скученность в городах и способствовало пожару эпидемий? Верно, перенаселение. И вовсе не за счёт мигрантов из Азии и Африки. И это значит - люди много, часто и активно занимались сексом. И значит - не так уж они были несчастливы, и уж точно не одиноки...
На заре Средневековья сексуальные предпочтения были просты и незатейливы: в женщинах ценилась стать и плодовитость. О способности женщины к воспроизведению потомства говорили, прежде всего, широкие бёдра и развитая грудь.
Потому модницы романской эпохи носили прямые платья, узкие в боках, недвусмысленно подчеркивая свою женскую привлекательность плотным поясом на бёдрах, узел которого располагался чуть ниже живота. Этот приём неплохо работал, судя по тому, что только в течение XI века население, например, Парижа выросло в 12 (!) раз, притом, что с 907 по 1040 в Западной Европе было 28 голодных лет, когда люди массово гибли от голода, не считая войн и тяжелых болезней.
В крови средневековых мужчин и женщин, как сказал бы поэт, "горел огонь желаний", причём постоянно, несмотря ни на что. Предполагается, что виной всему приверженность средневековой кухни пряностям, разогревающим, как известно, сердца и все остальные части тела.
Однако доступны они были немногим, следовательно, разгадка средневекового помешательства на сексе лежит в другой области. Скорее всего, христианская мораль, объявившая сексуальное наслаждение грешным, способствовала особенной сладости запретного плода...
В период Высокого средневековья сексуальное напряжение общества достигло своего предела. Разумеется, само общество пыталось как-то регулировать и направлять захлёстывающие разум потоки сладострастия, но без особого успеха. Как писали хронисты, "дьявол раскидывал сети повсюду и улавливал души человеческие".
Распространение монастырей и монастырских школ обуславливало свои пороки. По школьному уставу того времени учителю строго предписывалось сопровождать ученика ночью на двор - справить нужду - непременно с зажжённым фонарём и только в присутствии третьего лица. Само собой, и компания, и иллюминация предназначались во избежание содомского греха...
"Традиционные" отношения тоже пытались очистить от скверны сатанинских искушений. Дабы пресечь "распутство", набравшее обороты после 1000 г., когда народ не дождался Страшного суда и вконец расслабился, Церковь и Мораль перешли в наступление на всех фронтах.
На моде того времени это отразилось возникновением головных уборов для замужних женщин, закрывающих волосы и лицо до подбородка (подобные уборы до недавнего времени носили монахини некоторых католических орденов). Женская одежда стала более свободной. Но не настолько свободной, чтобы превратиться в крылья и вознести свою обладательницу в небеса...
И тогда физическое напряжение плюс религиозная экзальтация плюс извечная тяга человека к прекрасному произвели на свет феномен куртуазной любви
- идею непорочного обожания Прекрасной дамы и служения ей. Насколько это обожание было непорочным, с уверенностью сказать трудно. Да и всё это здорово смахивало на фетишизм.
Большинству же вздохи о благородной недоступной красавице не мешали предаваться естественным удовольствиям с более доступными красавицами, пусть и не такими благородными. И наряду с поэзией Бернарта де Вентадорна дамы и господа наслаждались и песней Carmina Burana, содержащей и такие строки:
Я дрожу на сладостном пороге... Предчувствую, предведаю Блаженную победу я ...И вот вхожу в Венерины чертоги
Увы, и естественность перестаёт быть достоинством в своё время, как это случилось в период Позднего средневековья, с XIV века. Книги о путешествиях Марко Поло и рассказы крестоносцев о диковинных странах и обычаях с привкусом пряной экзотической эротики сместили с пьедестала романтическую поэзию. Интерес ко всему необычному и восторг перед ним породили странную моду, странный этикет, странные вкусы и странный идеал - куклоподобную женщину-девочку.
Новый взгляд на эротику и секс открыл иные возможности наслаждения. Кроме традиционных бань, где нередко вместе мылись мужчины и женщины, стало модно посещать купальни у источников - где опять же, в обнажённом виде тусовались все вместе, как это видно на картине Лукаса Кранаха Старшего.
Яркую зарисовку нравов тех времён даёт "Декамерон" - да и начинается он весело: чума, понимаете ли, свирепствует в городе, а десять человек отправляются на лоно природы, дабы наслаждаться там жизнью "покуда живы". Неуёмную жажду секса не могла остановить даже чума...
Да что чума - даже физическое уродство не было препятствием. Иногда, как в случае с придворным карликом Карла V Тевенином де Сен-Лежье, чьё уродство возбуждало изощрённость дам. А у мужчин чаще просто не было выбора... Вековая деградация населения Европы вследствие скверного питания и болезней сделала своё дело: кривоногие малорослые мужчины и сами не блистали красотой, но тяжелее всего это отразилось на женщинах. Однако это вовсе не обрекало их на вечное целомудрие.
Сохранились записи судебного процесса по расторжению брака принцессы Жанны Французской и герцога Орлеанского. В надежде, что горбатая, кривобокая, с ногами разной длины, принцесса не сможет иметь детей, и у герцога не будет законных наследников, король, её отец, устроил этот брак. Когда он умер, герцог захотел развестись. На обвинение в фиктивности брака принцесса назвала более тридцати фактов своих супружеских отношений с мужем, подтверждённых им не без смущения.
А на предположение невозможности быть матерью возразила: "Жена моего шталмейстера Жоржа сложена хуже меня, а рожает здоровых детей..." - и тут же была предъявлена и жена - "хуже сложённая" (!), и её дети, числом девять, и сам Жорж. Был ли упомянутый Жорж извращенцем, или просто не имел альтернативы - история умалчивает...
Но картина средневекового секса была бы неполной без комментария современников. Обратимся, например, к Кристине Пизанской: "Как всё просто на Земле: мужчина обнимает женщину, когда же она, воспламенённая своим естеством, или уступая силе и необходимости, отдаётся ему, он отворачивается и храпит. А потом бесстыдно рассказывает приятелям о её прелестях".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Вы читали: Секс в Средние века был прост и незатейлив
Предлагаем также Другие новости по теме:
Интересные факты о сексе в средневековой Европе
Почему в некоторых современных европейских странах мало красивых или даже просто симпатичных девушек и женщин? Объясняется все просто: в западноевропейских государствах генофонд был нарушен в средние ...
10 малоизвестных фактов о сексе в средние века
Зигмунд Фрейд остался бы без работы, если бы не христианская церковь так основательно не переворошила наше коллективное бессознательное в Средние века.
Сексомания - новая зависимость 21 века
Западные ученные и исследователи утверждают, что сексомания – это новая чума 21 века, которую можно поставить в один ряд с такими завоеваниями как наркомания и алкоголизм. На сегодняшний день сексоман ...
Прежде всего, давайте договоримся. "Грамотно" - это так, чтобы, с одной стороны, не обидеть человека, вся вина которого состоит в том, что он вас хочет, а вы его нет.
Это было, когда он ушел в армию. Ушел неожиданно и для него самого, и для неё. А вкус его поцелуев еще чувствовался, и тело еще помнило его объятия и хотело, хотело, хотело еще и еще, и еще…Но он ушел в армию и давно уже не появлялся, и не писал, и не звонил. Что оставалось делать ей в своих одиноких желаниях?